Развитие мышления и речи от рождения до 7 лет

Рассмотрим основные характеристики развития таких важных психических функции, как мышление и речь.
До 2 лет мышление и речь развиваются независимо друг от друга.
 Особенности развития мышления:

  1. Синкретизм мышления (слитность) обусловлен слитностью восприятия.
  2. Эгоцентризм — неспособность встать на другую позицию.
  3. Малая подвижность мыслительных операций, то есть для решения мыслительных задач необходимо время, дети не могут мысленно вернуться к первоначальному состоянию объекта.
  4. Отсутствие доказательности («да потому что»).
  5. Необратимость мышления.

Ступени развития мышления ребенка: наглядно-действенное мышление (после года) — решение задач практическим путем, в центре мышления находятся действия. К 4 годам развивается образное мышление ( используются объекты — заместители, выступающие в качестве модели).

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза): до 4 лет они существуют в практической форме, в 5 лет — перевод мыслительных операций во внутренний план.

Особенности развития речи:

В развитии речи выделяют 2 основных этапа:
      1.Доречевой — речь отсутствует, происходит подготовка артикуляционного аппарата.
Формирование голосовых реакций:
1) гуканье (произнесение гортанных согласных звуков — в основе акт глотания) возникает в возрасте около 1 месяца.
2) гуление — в возрасте 3 месяцев — произнесение гласных звуков.
3) лепет — произнесение сложных звуков и слогов. В возрасте 8 месяцев лепет выполняет коммуникативную функцию. Ближе к 1 году количество лепета сокращается, что означает переход к 1 словам.
      2.Речевой — включает период автономной речи. Этот период характеризуется словами, звуками, которые в данном языке не встречаются.
Возраст — 1-3 оптимальный период для развития речи. Словарный запас увеличивается в 100 раз (12-1200 слов):
1 год — словарный запас ребенка 10-12 слов.
2 года — 300-400 слов.
3 года — 1000-1200 слов.
Задержка развития речи может произойти по нескольким причинам:
1) поражение слуха или речедвигательного аппарата,
2) отсутствие или дефицитное общение с ребенком,
3) словоохотливость родителей,
4) отсутствие потребности говорить.
Постепенно начинают развиваться так называемые холофразы.
Холофразы — это двухсловные предложения, в которых слова грамматически не связаны («Коля гулять»). Когда словарный запас ребенка составляет не менее 60 слов, то возникают грамматически правильные предложения.
Важно понимать, что развитие мышления и речи зависит от характера общения и взаимодействия родителей и ребенка. Уделяйте больше внимания и заботы своим крохам!